Как стимулировать рост рынка и увеличить доступность лекарств для населения

11.07.2023
11:56
В предыдущей статье, опубликованной в «ФВ» № 15 (1114), описаны основные цели ценового регулирования фармрынка, подходы, позволяющие регулятору управлять и планомерно снижать цены на лекарства. Также рассмотрен вопрос, почему для грамотного ценового регулирования необходимо учитывать модель, уровень развития и финансовый цикл местного рынка. В этой статье будет рассмотрена схема модернизации системы ценового регулирования фармрынка для стимулирования его роста и увеличения доступности лекарств для населения. 

Основные подходы к ценовому регулированию 

Прежде чем описать оптимальную модель государственного ценового регулирования фармрынка, рассмотрим, каких субъектов необходимо регулировать, как управлять ценой в рынке и какие существуют методы расчета предельной цены.

Каких участников товаропроводящей цепочки регулируют?

• Всех участников рынка: фармпроизводителей, дистрибьюторов, аптеки.

• Отдельных участников.

На какой перечень лекарств ограничивают цены? 

• Все лекарственные средства.

• Часть ассортимента:

- создание системного реестра;

- несистемное внесение препаратов в общий список.

Способы ценового регулирования 

Системный подход:

1. Референтное ценообразование.

Например, расчет предельно допустимых цен на ЛС, в зависимости от цен на них в списке референтных стран.

2. Ограничение наценки:

a. Стабильное значение.

Например, 20%, вне зависимости от ценового диапазона.

b. Скользящее значение.

Например, изменение максимально допустимого процента наценки, в зависимости от ценового диапазона: 100—500 — 20%, 500—1000 — 15% и т.д.

3. Комбинированное.

Несистемные модели:

1. Нерасчетные предельные цены.

Ограничения установлены без определенной системы, путем перечисления цен в реестре и т.п.

Оптимальная модель 

• Регулировать всех участников товаропроводящей цепочки. 

Важно, чтобы регулирование затрагивало всех участников товаропроводящей цепочки: фармпроизводителей, дистрибьюторов, аптечные сети. Если ценовое регулирование введено для одного из уровней дистрибуции, а на другом оно отсутствует, это приводит к созданию схем условной вертикальной интеграции. В этом случае участники, для которых введено ценовое ограничение, объединяются или договариваются с субъектами, у которых регулирование отсутствует с целью управления ценой и увеличения доходности за счет другого участника товаропроводящей цепочки.  

Например, если ценовое регулирование введено для дистрибьюторов и аптечных сетей, а для производителя ограничений нет, то дистрибьютор, договорившись с ним, может получать товар по более высокой цене. В этом случае он сможет получить либо большую наценку, либо такую же прибыль с препарата, однако производитель впоследствии вернет дистрибьютору разницу между стандартной и завышенной ценой. 

• Регулировать цены только на часть лекарственных средств. 

Это может быть перечень, подобный ЖНВЛП, или разделение по какому-либо другому принципу. Например, на Rx-препараты цены ограничены, а на OTC-препараты не регулируются. Важно, чтобы этот подход был логичным, прозрачным и обоснованным. 

Выведение части лекарственных средств из ценового регулирования необходимо для обеспечения субъектам рынка оптимальной прибыльности, позволяющей компенсировать затраты на реализацию товаров с ограниченной доходностью. В отдельных случаях продажа и поддержание товара в ассортименте будут малопривлекательными для участников рынка. 

Разделение лекарственного ассортимента на регулируемые и нерегулируемые позволяет значительнее снизить цены на часть ассортимента при той же экономической эффективности для товаропроводящей цепочки. 

Предположим, что есть два варианта ценового регулирования сегмента рынка:

• Вариант 1. Установить предел в 20% наценки на весь ассортимент.

• Вариант 2. Установить предел в 10% наценки на 50% регулируемого ассортимента, а на другие 50% не вводить ограничений. 

Очевидно, что второй вариант может обеспечить рынку большую доходность за счет нерегулируемого ассортимента, если игроки поставят на него наценку больше 30%.  

В то же время развитие конкуренции будет удерживать цены на нерегулируемый ассортимент, и по итогу, используя второй вариант, регулятор добьется большего снижения цены, чем если бы ограничил наценку на весь ассортимент. 

Препараты «качества жизни» или лекарства, не являющиеся жизненно необходимыми, вряд ли стоит ограничивать в цене. Решение об их приобретении принимает покупатель самостоятельно. 

Общий принцип таков: цены на важнейшие препараты или ЛС, которые оплачивает государство, страховая компания в рамках страховой медицины и т.п., должны быть ограничены. Повторю, что при этом нужно сформулировать принцип, описывающий, какой препарат на рынке в этой стране должен быть ограничен, а какой нет.

Системное регулирование 

Все параметры системы ценового регулирования должны быть прозрачные, научно обоснованные и расчетные, если это возможно. 

Такими «переменными» могут быть:

1. Список регулируемых лекарственных средств.

2. Порядок включения препаратов в перечень.

3. Ценовые ограничения на каждом уровне дистрибуции:

a. Как считать (формулы);

b. Как часто обновляют расчеты.

Системность позволяет:

• прогнозировать участникам рынка свою долгосрочную доходность и корректировать стратегию;

• легко проверять исполнение;

• легко автоматизировать и соблюдать модель. Гораздо проще вбить в ПО четкие формулы, чем собирать данные о реестре из разрозненных нерегулярно обновляемых источников. 

Учет финансовых характеристик, особенностей и жизненный цикл рынка 

Правильная оценка текущего состояния рынка крайне важна и позволяет понять, какие инструменты ценового регулирования можно на нем использовать, а какие нет.

На разных этапах развития степень привлекательности рынка может отличаться. В этом случае на начальных этапах важно обеспечить минимальное ценовое регулирование для привлечения большего количества участников, локализации производства и других задач, способствующих росту рынка. После того, как рынок наполнится достаточным количеством лекарственных средств и достигнет нужного финансового объема, можно постепенно усиливать ценовое регулирование, снижая цены на лекарственные средства при сохранении их качества, широты ассортимента и территориальной доступности лекарственной помощи.

Таким образом, в самой модели должна быть заложена возможность модернизации ценового регулирования вместе с развитием рынка. Идеально, если это будет завязано на экономические (потребление ЛС на душу населения, средняя стоимость препарата и т.п.) и суверенные (доля отечественных ЛС, степень локализации производства и т.д.) показатели. 

Регулярный мониторинг выполнения условий ценового регулирования

Любую систему разрушат неравные условия для разных участников рынка. Если одни игроки выполняют требования законодательства, а другие его нарушают, однако их нарушения не выявляют, то это будет способствовать тому, что все участники рынка будут стремиться обходить ограничения. 

Поэтому:

• не надо излишне усложнять модель ценового регулирования, достаточно списка и формул для расчета предельных цен; 

• мониторинг должен проводиться регулярно;

• при выявлении нарушений обязательно должны применяться соответствующие меры. 

Невозможность популизма 

Неожиданный пункт при описании оптимальной системы ценового регулирования, однако его нужно обозначить.

Лекарственная сфера является социально чувствительной, и любой политический деятель может легко набрать очки, если будет вмешиваться в систему ценового регулирования. Достаточно пообещать «посильнее прижать зажравшихся» фармацевтов. 

Возможно, в краткосрочном периоде эффект будет достигнут, но принесет серьезные негативные эффекты и для рынка, и для доступности лекарственной помощи населению.

Ценовое регулирование субъектов фармрынка 

Ценовое регулирование фармпроизводителей

1. Цены регулируют на ограниченный перечень лекарств.

Перечень составляют по принципу, описывающему параметры препаратов, цены на которые должны быть ограничены;

2. Предельные цены, рассчитывают согласно:

a. утвержденной модели (формуле);

b. по утвержденному перечню референтных стран.

3. В формулу расчета предельной цены включен учет конкурентного статуса ЛС.

a. Оригинальный либо дженерик.

Оригинальный или первый зарегистрированный препарат в группе получает возможность установить большую цену, чем дженерик. Однако, с точки зрения государственного регулирования, лучше учитывать не оригинальность как таковую, а первую регистрацию. Так, если по какой-то причине производитель оригинального препарата не спешил регистрировать его в стране и дженерик зашел первым, то для него будут действовать правила оригинального, а зашедший позже оригинальный препарат будет регулироваться как дженерик.  

b. Количество уже зарегистрированных ЛС в МНН-кластере.

Здесь идея такая же: первый зарегистрированный дженерик получает лучше условия, чем десятый. Такой подход стимулирует производителей не затягивать выход на местный рынок. 

Ценовое регулирование фармдистрибьюторов и аптечных сетей 

1. Цены регулируют на ограниченный тот же перечень ЛС, что и для производителей. Иногда даже на рынке стран СНГ есть примеры, когда список регулируемых ЛС для фармпроизводителей один, а для аптек другой. 

2. Скользящая наценка от входящей цены:

a. Отдельное ограничение оптовой наценки для дистрибьюторов и аптечных сетей; 

b. Общая наценка для дистрибьюторов и аптечных сетей, однако у такого подхода есть как положительные, так и отрицательные следствия. Модель нужно выбирать, в зависимости от типа рынка. 

Необходимо использовать именно скользящую наценку. 

В случае фиксированного значения, например в 20% на все, без учета ценового диапазона, получится, что дешевые препараты сильно ограничены в доходности (низкая прибыль в деньгах), а на дорогих препаратах участники рынка могут зарабатывать. А на бюджет покупателя больше всего оказывают влияние именно дорогие товары. 

Вместо 20% на все лучше использовать простейшую матрицу предельных цен (табл. 1).

15-1.jpg (78 KB)

Ценовые диапазоны и уровень наценки должны быть расчетными и соответствовать экономическим характеристикам рынка и регулярно обновляться. 

Модели ценового регулирования в сопредельных странах

Основной целью ценового регулирования является увеличение доступности лекарственных средств для населения.

В таблице 2 приведены общие характеристики системы ценового регулирования лекарственного обращения в сопредельных странах. 

15-2.jpg (301 KB)

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.