Пациент в центре внимания. Традиционный подход к изучению поведения пациентов

12.08.2017

Мы благодарны нашим коллегам из компании Aston Health, поднявшим для обсуждения вопросы, связанные с пациентцентрированием и пациенториентированностью («ФВ» №17—19, 2017 г.). Термины patient centricity, patient first, patient journey становятся все более часто произносимыми. Это стимулирует исследовательское сообщество к ответной реплике — созданию рабочих инструментов, способствующих... Вот только чему?

Бурный поток

Еще раз обратимся к правильной формулировке наших коллег — «в применении к фармацевтической индустрии пациентцентрирование имеет четкую цель — улучшение исходов терапии за счет вовлеченности пациентов во все этапы ее разработки и внедрения в повседневную клиническую практику». То есть можно рассчитывать на то, что усилия исследователей будут способствовать излечению пациентов или, по крайней мере, предоставлению им наиболее эффективной помощи. Это предполагает измененную систему коммуникаций с ними, а значит, и все ее элементы становятся объектами исследований. И самый важный исследовательский фокус здесь — система отклика (обратной связи) пациента с акцентом на его вовлеченность. Чем лучше мы понимаем этот процесс, тем эффективней комплекс и терапии, и маркетинга (отдельно для продакт-менеджеров — тем глубже понимание механизмов управления жизненным циклом продукта). Вводя пациента в контур исследований, мы не усложняем поиск решений, а создаем всестороннее описание процессов с учетом значимых факторов, изучая их функции и роли. С точки зрения маркетинга мы должны дать ответ на два ключевых вопроса:

  • Как формируются потоки пациентов (Patient Flow), т. е. как именно они проходят путь от возникновения симптомов до выбора лечения?
  • Как формируется опыт пациента (Patient Experience), кто и как именно воздействует на него в разных точках этого пути?

И в постановке этих вопросов, и в поисках решения есть своя история. Первоначально исследователи ставили простые вопросы: сколько людей страдает от тех или иных симптомов? Что они предпринимают для решения проблемы? Какая их часть получает надежную диагностику и лечение? Такой подход представлен на рисунке 1. Но время ставит более сложные вопросы: в рамках выбранных направлений лечения какую терапию они получают? Кем именно она назначается? Между какими продуктами происходит конкуренция в голове врача? Сколько пациентов откликаются на полученную терапию и насколько они комплаентны?

Представленная модель отражает количественные расчеты всех элементов пути, но не отражает причинно-следственные механизмы. Как относятся к нашему бренду и брендам конкурентов врачи, пациенты? Почему выбирают тот или иной путь лечения? Что способствует/препятствует принимаемым решениям самими пациентами? Какие каналы/точки воздействия на пациента работают эффективнее всего? Как можно его убедить и о чем предупредить?

Мы располагаем набором инструментов для решения таких вопросов, которыми мы хотели бы поделиться. Речь идет о комплексном исследовательском подходе, рассматривающем проблему с разных сторон. Но сначала о логике исследований.

Попали в воронку

Перед тем как воздействовать на какой-то процесс, необходимо понять, в каких показателях он описывается и как выглядит в целом. Так, например, базируясь на многолетних данных по выписке врачей можно вплотную подойти к описанию потоков пациентов, выстраивая так называемую воронку пациентов на примере диагноза «ишемическая болезнь сердца» (ИБС) (рис. 2). Специфика подхода ограничена тем, что данные мы получаем только с момента появления пациента у врача. Но зато после этого мы можем четко описать потоки пациентов в количественных терминах в различной системе иерархии данных (специальность врача — диагноз — назначение: АТХ — МНН — продукт). Преимущества такого подхода:

  • детализация, которую можно изменять и быстро получать новую модель распределения;
  • закладка в корень любого показателя — заболевание, диагноз, категория, МНН;
  • понимание вклада составляющих — врач определенной специальности, конкретная АТХ, МНН и т.д.;
  • понимание того, что находится в конце ветки (пути);
  • сведение данных по особенностям распределения и получаемого результата (выписки);
  • четкая постановка задач на будущее, например, перераспределить потоки, научив, скажем, терапевтов лечить то или иное заболевание.

При всей ценности построения таких воронок мы не можем восстановить причинно-следственные механизмы возникновения «развилок», например, почему пациент попадает к кардиологу или к терапевту, почему тот или иной врач назначает тот или иной препарат, почему пациент с этим соглашается или не соглашается, следует или не следует назначению и т.д. Понятно, что при большом количестве пациентов возникает и огромное количество исходов (паттернов) в принятии решений. Поэтому возникает потребность в их систематизации уже на несколько ином уровне. Это позволяет делать методика Pathfinder Patient Journey, которую мы представим во 2-й части статьи.

Календарь событий
Октябрь 2017
Сегодня
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05
Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения