Классические аптечные сети скептически относятся к легализации доставки лекарств на дом

12.10.2017

Аптечный рынок растет тяжело, оттого меняется и тональность рассуждений владельцев бизнеса о будущем. Они напряженно смотрят в сторону государства, которое обязано расширить границы доступности медицинских услуг, что, в свою очередь, обеспечит аптекам стабильный рост. Еще один канал, на который по-прежнему возлагаются большие надежды, — производитель, готовый заключать маркетинговые договоры и тем самым удовлетворять аппетит аптек. В этой ситуации дистанционная торговля лекарствами — проект, который пока не получил законного статуса, — расценивается как неприятное недоразумение.

Сплошной ЗОЖ

Аптечный саммит, организатором которого выступает Infor-media, традиционно собирает весь цвет российского аптечного рынка. Именно здесь хвастаются лидеры рейтингов, а мелкие сети им молча завидуют. Но в этот раз вопрос: «За счет чего растем?» был несколько переформулирован самими игроками рынка. Рост дается тяжело, и правильнее рассуждать, за счет кого растем, отмечали эксперты.

В ситуации падения потребительского спроса аптечные сети все чаще говорят о необходимости развивать производительность труда внутри компаний и увеличивать свою технологичность. Драйвером роста бизнес называет увеличение доступности медицинской помощи для населения и призывает государство более тщательно работать с пациентами в плане развития приверженности своевременной диагностике состояния здоровья. «Будущее за доступностью врачей, с этого надо растить рынок», — сказал генеральный директор АС «Ригла» Александр Филиппов.

Неудобно получилось

Как уже отмечали аналитики, 1-е полугодие 2017 г. отличилось количеством сделок по слиянию/поглощению. Но далеко не все любят этот механизм. Например, «Нео-Фарм» признает только органический рост и мертво стоит на своей позиции. «Мы растем только органически и не планируем выход в регионы, кроме Ярославской области», — заявил генеральный директор сети Евгений Нифантьев.

«Мега Фарм» уверенно закладывает 10% роста на будущий год. Генеральный директор компании Андрей Гусев бодро отрапортовал, что каждый месяц сеть прирастает на 30% и до конца года будет открыто порядка 960 аптек.

Ситуацию с Нижегородской аптечной сетью, которая потеряла ряд точек из-за расторжения договора с X5 Retail Group, Андрей Гусев назвал единичным случаем. А генеральный директор пострадавшей сети Юрий Гайсинский заявил, что в будущем при заключении договоров аренды будет умнее. Конфликт был исчерпан. Кроме того, г-н Гайсинский анонсировал заключение партнерского соглашения с «Ирисом». Как известно, в прошлом году АС «Твой доктор» объединилась с АС «Фармакопейка». Управляющей компанией с офисом в Москве является организация «Ирис». «Это хорошая альтернатива АСНА. Мы входим в партнерство и в настоящий момент заканчиваем переговорный процесс», — заявил Юрий Гайсинский. По его словам, кроме нижегородской АС в объединение вошла еще одна региональная сеть, и таким образом число участников «Ириса» достигло четырех.

Неуловимый Джо

Вопрос легализации дистанционной торговли и присутствие на сессии представителей интернет-бизнеса оживили участников форума. Будущее онлайн-торговли сотрудники Яндекса и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) рисовали широкими мазками. Они не видят проблем с продажей и доставкой безрецептурных препаратов и призывают смело шагать в ногу со временем, уверяя, что реализацию через интернет рецептурных и наркотических препаратов можно контролировать жестче, чем это происходит в офлайне. Отвечая на вопрос, как быть с доставкой препаратов, которые перевозятся спецтранспортом с контролем температурного режима, исполнительный директор АКИТ Артем Соколов признал, что у онлайн-аптек такого транспорта нет, но «если сейчас нет, то появится», уверенно констатировал он. Артем Соколов также убежден, что найти фармацевтов, готовых работать курьерами, не такая уж и проблема: «Мы нашли, где кадры взять. Выпускники региональных образовательных учреждений без работы сидят».

Владельцы классических аптек заметно напряглись. Евгений Нифантьев отметил, что легализация дистанционной торговли ЛС не снизит стоимость препаратов, а слова о том, что интернет позволит лучше контролировать оборот препаратов, и вовсе бред. И посоветовал для начала навести порядок с проституцией и торговлей наркотиками в интернет-пространстве.

Первое, что сделает Яндекс, когда легализуют покупку и доставку лекарственных препаратов через интернет, — придет к производителям за маркетинговыми контрактами. Такое мнение высказал директор по развитию НПК «Катрен» Анатолий Тенцер. «Дистанционная торговля, как неуловимый Джо. Неуловимый, потому что никому не нужный. Населению не нужна доставка на дом», — заявил он.

Руководитель отдела продаж «Яндекс Маркет» Илья Коган в свою очередь призвал быть современнее и отметил, что подрастает поколение, которые мыслит категориями интернета, и через три-пять лет покупка и доставка ЛС через интернет станет привычным процессом.

Не магнитом единым

Один из наболевших вопросов — появление на рынке нового игрока — компании «Магнит», которая открыла четыре точки и, по информации экспертов, планирует к концу года увеличить их число до 50. Однако эту перспективу владельцы топовых сетей обсуждали смело и дерзко. «Нас все время пугают то магнитами, то интернет-продажами. Видали всякое, переживем и это», — успокоил рынок Александр Филиппов. По его словам, игра в дискаунтеры доведет рынок до болезненного состояния и коллапса, после чего он переболеет и начнет жить по-новому.

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения