Для качественных изменений российской фарминдустрии нужны слияния и поглощения

13.08.2017

Отечественная фармацевтическая индустрия сделала за последние годы серьезный рывок и продолжает наращивать темпы. Стартовавшая под эгидой Минпромторга стратегия «Фарма-2020» дала результаты. Но это ускорение связано в большей степени с внешними факторами: поддержкой со стороны государства и благоприятной рыночной конъюнктурой — курсом на импортозамещение. Теперь назрела необходимость в качественных изменениях самой фарминдустрии, двигателем которых должно стать укрупнение российских компаний через механизмы слияний и поглощений.

Чей диклофенак

Фарминдустрия выделяется среди других отраслей глобальной экономики своей динамичностью. Пожалуй, ни в одной другой отрасли мы не найдем такого количества происходящих одномоментно слияний и поглощений между большими корпорациями и малыми компаниями и стартапами, формирования временных альянсов и соглашений для решения конкретных тактических задач. В ходе этих процессов кристаллизуются наиболее эффективные и конкурентоспособные структуры, оттачиваются новые бизнес-модели, репозиционируются продукты и компании, открываются и захватываются новые продуктовые ниши.

К сожалению, отечественная фарминдустрия пока не демонстрирует выраженную динамику саморазвития. Мы имеем скорее количественный, стимулируемый господдержкой рост с множеством примеров производства и вывода на рынок несколькими компаниями схожих препаратов-дженериков по стандартной, обкатанной бизнес-модели. Классический пример — диклофенак, сегодня аж 39 российских компаний имеют регистрационное удостоверение на этот препарат и 33 компании поставляют его в аптечные сети.

Но времена меняются, на поляне отечественного фармрынка становится тесно — нарастает конкуренция между компаниями, приводящая к снижению объемов производства и неоправданно высоким расходам на вывод ЛП на рынок и их продвижение. Уже построенных в России современных фармпредприятий с лихвой хватит, чтобы закрыть внутреннюю потребность в ЛП. При этом ряд отечественных компаний активно расширяют экспорт, часто забывая, что выжить на внешнем рынке под силу только крупным игрокам.

Мировые фармгиганты давно убедились: удержать лидерство в конкурентной борьбе можно не только через собственные научные разработки и внедрение уникальных препаратов, но и через грамотно построенную стратегию приобретений и поглощений других компаний. Это позволяет Большой фарме расширять собственный продуктовый портфель, получать доступ к новым, уникальным молекулам, производственным технологиям и новым рынкам. Глобальная фарминдустрия ставит перед отечественными фармкомпаниями вызов: укрупняться или потеряться.

Нажито непосильным трудом

Что же мешает российским производителям стать гигантами своего рынка через слияния или приобретения? Почему примеры таких событий носят единичный характер? Ответы довольно прозаичны: как правило, это неготовность руководства к переменам, короткий горизонт планирования, отсутствие стратегии качественного, долговременного роста. А иногда и просто боязнь потерять все, что нажито, не получив достойной компенсации от покупателя. Это странно. В мировой фарминдустрии накоплен колоссальный опыт по организации и структурированию сделок по слиянию и поглощению между компаниями, позволяющий выбрать достойные для обеих сторон варианты сделки. Нужна только добрая воля сторон и способность договариваться.

Что даст укрупнение компаний? Ответы очевидны: объединение и более эффективное использование производственных мощностей позволит снизить себестоимость производства ЛП; оптимизация маркетинговой стратегии ведет к расширению портфеля и одновременно исключению из него менее эффективных ЛП при значительном снижении расходов на продвижение; наконец, укрупнение компаний ведет к снижению общих операционных расходов и в конечном счете росту производительности труда.

Увеличение доли крупных игроков на отечественном фармрынке потребует более активного внимания и участия государства в вопросах регулирования и надзора за состоянием фарминдустрии, будь то ценовая политика фармкомпаний, вопросы закупок и льготного обеспечения или иные вопросы защиты прав потребителя.

Дальнейшее развитие российской фарм­индустрии невозможно без качественных изменений внутри нее самой, и в этом плане укрупнение компаний через слияния, поглощения и иные формы внутрисистемного взаимодействия представляет собой естественную эволюцию.

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения