Для качественных изменений российской фарминдустрии нужны слияния и поглощения

13.08.2017

Отечественная фармацевтическая индустрия сделала за последние годы серьезный рывок и продолжает наращивать темпы. Стартовавшая под эгидой Минпромторга стратегия «Фарма-2020» дала результаты. Но это ускорение связано в большей степени с внешними факторами: поддержкой со стороны государства и благоприятной рыночной конъюнктурой — курсом на импортозамещение. Теперь назрела необходимость в качественных изменениях самой фарминдустрии, двигателем которых должно стать укрупнение российских компаний через механизмы слияний и поглощений.

Чей диклофенак

Фарминдустрия выделяется среди других отраслей глобальной экономики своей динамичностью. Пожалуй, ни в одной другой отрасли мы не найдем такого количества происходящих одномоментно слияний и поглощений между большими корпорациями и малыми компаниями и стартапами, формирования временных альянсов и соглашений для решения конкретных тактических задач. В ходе этих процессов кристаллизуются наиболее эффективные и конкурентоспособные структуры, оттачиваются новые бизнес-модели, репозиционируются продукты и компании, открываются и захватываются новые продуктовые ниши.

К сожалению, отечественная фарминдустрия пока не демонстрирует выраженную динамику саморазвития. Мы имеем скорее количественный, стимулируемый господдержкой рост с множеством примеров производства и вывода на рынок несколькими компаниями схожих препаратов-дженериков по стандартной, обкатанной бизнес-модели. Классический пример — диклофенак, сегодня аж 39 российских компаний имеют регистрационное удостоверение на этот препарат и 33 компании поставляют его в аптечные сети.

Но времена меняются, на поляне отечественного фармрынка становится тесно — нарастает конкуренция между компаниями, приводящая к снижению объемов производства и неоправданно высоким расходам на вывод ЛП на рынок и их продвижение. Уже построенных в России современных фармпредприятий с лихвой хватит, чтобы закрыть внутреннюю потребность в ЛП. При этом ряд отечественных компаний активно расширяют экспорт, часто забывая, что выжить на внешнем рынке под силу только крупным игрокам.

Мировые фармгиганты давно убедились: удержать лидерство в конкурентной борьбе можно не только через собственные научные разработки и внедрение уникальных препаратов, но и через грамотно построенную стратегию приобретений и поглощений других компаний. Это позволяет Большой фарме расширять собственный продуктовый портфель, получать доступ к новым, уникальным молекулам, производственным технологиям и новым рынкам. Глобальная фарминдустрия ставит перед отечественными фармкомпаниями вызов: укрупняться или потеряться.

Нажито непосильным трудом

Что же мешает российским производителям стать гигантами своего рынка через слияния или приобретения? Почему примеры таких событий носят единичный характер? Ответы довольно прозаичны: как правило, это неготовность руководства к переменам, короткий горизонт планирования, отсутствие стратегии качественного, долговременного роста. А иногда и просто боязнь потерять все, что нажито, не получив достойной компенсации от покупателя. Это странно. В мировой фарминдустрии накоплен колоссальный опыт по организации и структурированию сделок по слиянию и поглощению между компаниями, позволяющий выбрать достойные для обеих сторон варианты сделки. Нужна только добрая воля сторон и способность договариваться.

Что даст укрупнение компаний? Ответы очевидны: объединение и более эффективное использование производственных мощностей позволит снизить себестоимость производства ЛП; оптимизация маркетинговой стратегии ведет к расширению портфеля и одновременно исключению из него менее эффективных ЛП при значительном снижении расходов на продвижение; наконец, укрупнение компаний ведет к снижению общих операционных расходов и в конечном счете росту производительности труда.

Увеличение доли крупных игроков на отечественном фармрынке потребует более активного внимания и участия государства в вопросах регулирования и надзора за состоянием фарминдустрии, будь то ценовая политика фармкомпаний, вопросы закупок и льготного обеспечения или иные вопросы защиты прав потребителя.

Дальнейшее развитие российской фарм­индустрии невозможно без качественных изменений внутри нее самой, и в этом плане укрупнение компаний через слияния, поглощения и иные формы внутрисистемного взаимодействия представляет собой естественную эволюцию.

Календарь событий
Октябрь 2017
Сегодня
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05
Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения