Частно-государственное производство

09.09.2014

Власти Алтайского края надеются сохранить производственные аптеки региона, сотрудничая с коммерческой фармрозницей. Программа частно-государственного партнерства призвана вывести убыточные точки на минимальную рентабельность. Инвесторы пока не выражают заинтересованности, ожидая конкретизации условий работы.

Власти Алтайского края разрабатывают проект по привлечению инвестиций в развитие производственных аптек в регионе на принципах частно-государственного партнерства. Необходимость этой инициативы связана с тем, что организации, имеющие лицензию на выпуск лекарств, являются на сегодня нерентабельными, а централизованное выделение финансовых средств на их деятельность из бюджетов всех уровней не предусмотрено, поясняет зам. начальника регионального Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности Сергей Насонов.
Ведомство рассматривает два варианта частно-государственного партнерства — инвестиционное соглашение и концессия. В КАУ «Алтайский центр ГЧП», куда управление обращалось для просчета эффективности такой инициативы, рассказали, что «проанализировав ситуацию на примере четырех производственных аптек региона, пришли к выводу, что оптимальным видом взаимодействия будет концессия, однако в этом случае срок окупаемости составит не менее 11 лет».

Всего на сегодня изготовлением лекарственных средств в крае занимаются в 46 аптечных учреждениях (объединенных в 38 юридических лиц). В том числе на 20 объектах имеют право производить асептические ЛП. При этом из-за низкой рентабельности их количество постепенно снижается. По данным управления, за минувшие пять лет таких учреждений в регионе стало меньше почти на 54%. Всего же сумма инвестиций, необходимых на приобретение оборудования в аптечные организации краевой формы собственности, оценивается в 6,2 млн руб.

«Государственным и муниципальным аптечным организациям края недостаточно собственных оборотных средств. Государственно-частное партнерство может помочь сохранить социальную направленность деятельности государственных аптек, выполняющих важные социально значимые виды работ по лекарственному обеспечению с низкой рентабельностью», — надеется Сергей Насонов.

Директор алтайской сети аптек «Любимая+» Татьяна Величко скептически относится к инициативе региональных властей: «Насколько мне известно, большинство производственных аптек сейчас в регионе находится на базе больниц и работает на снабжение самих этих учреждений. Таким образом, если и сменить форму собственности, то объемы спроса, а соответственно, и производства останутся прежними. В этих условиях странно предполагать, что приход частников сможет сильно отразиться на рентабельности этих производственных аптек».

Директор по аналитике компании «АРЭНСИ Фарма» Павел Расщупкин видит перспективы у этого начинания. Он обратил внимание, что примеры сотрудничества власти и бизнеса в фармацевтической сфере уже существуют, «хотя их и не называют громким словом «частно-государственное партнерство», и чаще всего речь идет о довольно хаотичных механизмах предоставления льготных арендных ставок, заключении государственных контрактов и т.д.». Для успешности проекта чиновникам важно четко определить количество необходимых производственных аптек, их территориальную принадлежность, а также сформулировать правила работы, с тем чтобы они были привлекательны для бизнеса. «Если администрация Алтайского края сможет «упаковать» свои предложения в формат, простой и понятный для частного бизнеса, то это действительно  поможет решить проблему функционирования производственных аптечных учреждений. Механизмы государственных гарантий могут быть в том числе в сфере предоставления аренды на льготных условиях, субсидирования коммунальных платежей или прикрепления к определенному ЛПУ, врачи которого будут направлять пациентов в конкретную аптеку», — полагает эксперт.

Календарь событий
Декабрь 2017
Сегодня
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения