Офис в радость

09.06.2017

Большинство российских офисов представляют собой обезличенное пространство с серыми стенами и стандартной планировкой. Соискатель вряд ли запомнит такой интерьер в череде собеседований при выборе будущего работодателя. Но есть компании, где сразу, еще с порога, хочется остаться работать…

Институт Gallap в ходе опроса 25 млн работающих американцев выяснил, что ежегодные потери компаний из-за низкой производительности труда неудовлетворенных сотрудников оцениваются в 550 млрд долл. Между тем правильная организация рабочей среды может в значительной степени повлиять на удовлетворенность работой. Как показывают результаты исcледования Steelсase, разумно организованное офисное пространство способно повысить вовлеченность сотрудников на 88%.

Зеркало культуры

По мнению экспертов, возможности офисного пространства как инструмента повышения эффективности персонала работодатели недооценивают. По данным опроса компании «Апостроф-медиа», 73% российских HR-ров заявляют, что офисное пространство в их компаниях отвечает корпоративной культуре и отражает ее. Однако лишь 40% признают, что оно функционально влияет на процесс и результаты работы персонала. Стоит иметь в виду, что эти цифры наверняка завышены, т.к. оценки исходят не от внешних экспертов.

Между тем, как отмечает директор по развитию «Апостроф-медиа» Татьяна Ананьева, один из актуальных трендов 2017 г. в области управления персоналом, на который обратил внимание журнал Forbes, связан с организацией рабочей среды. В продвинутых компаниях HR-служба и административный департамент работают вместе, превращая офис в единое пространство, транслирующее корпоративную культуру и послания компании действующим и потенциальным сотрудникам.

Важен не только дизайн, но и организация пространства с учетом влияния на эффективность труда. Большую роль здесь играют переговорные, зоны для неформального общения, кухни, места для отдыха, уголки «уединения» и пр. Одна из компаний при планировании нового офиса сократила кофе-поинты, решив сэкономить на площади помещений. И получила проблему — после переезда повысилась текучка персонала, ухудшилось взаимодействие между сотрудниками и качество проектов. Стали разбираться. Оказалось, что причина — в ликвидации мест неформального общения, коими являлись кофе-поинты.

«Кухни — значимый канал коммуникации, а не просто место, куда сотрудники приходят перекусить. Они формируют атмосферу, которая влияет на качество взаимодействия», — подчеркивает Татьяна Ананьева. По ее словам, пространство офиса должно быть населено «смыслами», будь то визуально-графическая информация или предметы с «историей» — награды, подарки, предметы искусства и т.д. «Нет ничего лучше для рассказа о ценностях компании при адаптации сотрудника, чем «корпоративные легенды», соотнесенные с предметами в офисе», — считает эксперт.

Футбол и капсулы для сна

Так каким же должен быть современный офис?

Признанными лидерами в новизне подходов к организации офисного пространства являются компании IT-сектора, где очень велика значимость и стоимость человеческого ресурса и самая высокая конкуренция за персонал. Cтильными офисами славится компания Google. В них можно, например, увидеть коконы-переговорные, скалодром, висячие кресла-стручки и даже капсулы для сна. В московском офисе компании Mail.ru eсть футбольное поле, которое при необходимости трансформируется в конференц-зал на 500 мест или кинотеатр. В офисе ABVEE, огромное open space пространство разделено на секции-кубики, каждая из которых оформлена в соответствии с индивидуальностью хозяина (цвет перегородок, освещение и пр.). Сотрудникам разрешено окружать себя любимыми вещами и даже приносить домашних животных (живут черепахи, хомячки), ходить в тапочках. Все это, конечно, отражает специфику компании, где трудятся разработчики ПО.

В фарме, где тоже высока ценность человеческого капитала и идет острая борьба за кадры, также есть яркие примеры того, как по-современному обустроить офис. Компания «Ново Нордиск», год назад переехавшая в новое здание БЦ «Крылатские холмы», продумала все до мелочей, чтобы сделать офис не только удобным для сотрудников, но и правильным с точки зрения эффективности бизнес- процессов.

Novo Nordisk Way

Первое, что бросается в глаза, когда переступаешь порог «Ново Нордиск», — «зеленая стена» из растений с логотипом компании в центре. Отличное место для селфи. И хороший способ HR-брендинга, если фото попадет в соцсети.

Рабочие зоны в двух крыльях здания — это просторные открытые пространства. Высокие потолки. Окна во всю стену с видами на лесопарк. Много воздуха, света. Мебель светлого дерева, светло-серый ковролин, поглощающий звуки. В дизайне преобладают экологичные цвета — белый, зеленый. Повсюду расставлены растения. И это не просто элемент декора. Доказано, что зелень в офисе повышает продуктивность работы.

Все переговорные расположены по центру зала, каждая имеет свое имя, одна из них названа в честь одного из основателей компании. Новичок обязательно остановится у таблички с именем, поинтересуется и больше узнает об истории компании.

На матовом фоне стен переговорных читаются ценности и ключевые послания компании. Преподнесены ненавязчиво, в единстве с общей стилистикой офиса, соответствующей сдержанности скандинавской культуры и принципам компании — открытость, простота, гибкость. Стиль работы agility, который внедряет на всех уровнях новое руководство штаб-квартиры, нашел свое отражение в концепции российского офиса. Руководители доступны для сотрудников — их кабинеты отделены от зала прозрачными перегородками.

«Разрабатывая концепцию будущего офиса, мы думали о том, чтобы отделы могли хорошо взаимодействовать, — рассказывает директор по персоналу Наталия Смирнова. — В итоге рассадили сотрудников по зонам так, чтобы им было комфортно общаться с коллегами, не теряя время на звонки и переписку. Вскоре заметили: решения стали приниматься быстрее, эффективность работы повысилась».

«Ориентируясь на опыт штаб-квартиры, мы учитывали и российскую специфику, — делится PR-менеджер Вероника Шатух. — В России многие вопросы решаются в неформальной обстановке, и мы решили создать много зон для неофициального общения».

В офисе две «кухни» — и это не зажатые в тесном углу кофе-поинты, а большие светлые кафетерии, которые могут служить местом неформальной групповой работы. Плюсы очевидны. Не надо заранее заказывать переговорную — можно в любое время быстро собраться и обсудить проблему или идею. Кроме того, есть уютные зоны, где можно отдохнуть и пообщаться в узком формате.

Перейдя от коридорно-кабинетной системы размещения персонала к открытым пространствам, компания только выиграла. Опасения сотрудников — дескать, в open space будет сложнее работать из-за общего шума, невозможности сосредоточиться, не оправдались. Тишине способствует большой метраж помещения и звукоизоляция рабочих мест (перегородки покрыты звукопоглощающим материалом). Если нужно позвонить по личным делам или предстоит длительная беседа с клиентом, можно уединиться в специально оборудованных для этих целей кабинетах. Принтеры, копировальная техника вынесены в специальные закрытые зоны, что тоже снижает уровень шума.

Следуя принципу «Мы обеспечиваем здоровую и привлекательную рабочую среду», компания позаботилась об эргономике рабочих мест и учла новые подходы к профилактике издержек сидячей работы. Все столы оборудованы подъемными механизмами, позволяющими работать стоя. Ценно и то, что люди могут регулировать уровень кондиционирования воздуха в своей рабочей зоне. А принципы здорового питания реализуются в ассортименте кафетерия: на столах свежие и сухофрукты, орехи, мультизерновые хлебцы и травяные чаи.

Офис имеет свое лицо. На перегородках прорисованы молекулы препаратов компании. Один из элементов декора — фигурка быка Аписа, символа из логотипа «Ново Нордиск». В коридорах можно увидеть информацию об истории компании, ее достижениях, фотографии корпоративной жизни. Монитор в режиме онлайн показывает цифры выполнения плановых показателей. Здесь каждый может почувствовать пульс работы компании, свою причастность к общему делу.

«Новый офис придает невероятный драйв работе, повышает вовлеченность. И это не пустые слова», — говорит менеджер по проектам Екатерина Сырунина. В рамках программы развития молодых талантов Екатерина два года назад уехала на стажировку в штаб-квартиру в Дании, потом в региональный офис в Швейцарию, потом в штаб-квартиру в Дании и вернулась уже в новый офис. «Перемены разительные! Наш новый дом потрясающе влияет на настроение, эмоциональный фон, меняет подходы людей к работе. Все стало быстрее, проще, радостнее».

Календарь событий
Октябрь 2017
Сегодня
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05
Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения