Эксперты: Рекламу на российском фармрынке не следует ограничивать еще больше

01.09.2014

Реклама лекарств сегодня несет необходимую информацию врачам и пациентам, однако следует следить за ее законностью. К такому выводу пришли участники «круглого стола» на тему «Правовые аспекты рекламы на российском фармацевтическом рынке», который состоялся 29 августа в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Мероприятие, организованное Центром исследований нормативной среды фармацевтики и биотехнологий Факультета права НИУ-ВШЭ и практикой «Фармацевтика и право» Юридической фирмы «БРАС», открыла менеджер по анализу законодательства и государственной политики в сфере здравоохранения компании Pfizer Ирина Зарочинцева.

В своем докладе «Информационная ассиметрия на рынке лекарственных препаратов» она рассказала о преимуществах и недостатках рекламы лекарств в России. По ее мнению, реклама часто служит единственным источником сведений о новых препаратах у врачей, и серьезное ограничение рекламы снижает у медиков доступ к нужной им информации.

В то же время подобное ограничение рекламы лекарств нередко провоцирует неграмотное самолечение и даже применение немедицинских методов лечения у больных.

«У нас процентов пятьдесят населения лечатся всем, чем угодно, включая спиртные напитки, но только не обращаются за медицинской помощью», - отметила она.

Сегодня число каналов информации о лекарствах на рынке слишком ограничено, и их недостаточно для грамотного принятия решений врачом и пациентом, полагает г-жа Зарочинцева. В качестве одного из подходов к исправлению ситуации она предложила использовать образовательную функцию рекламы, обеспечить всех участников рынка необходимыми информационными ресурсами.

«Должны быть приняты перечни взаимозаменяемых ЛП, должна быть прозрачной процедура принятия этих перечней и включения в них. Нужно обязательно информировать пациентов о новых методах лечения», - подчеркнула она.

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева представила доклад на тему «Реклама лекарственных препаратов, БАД и медицинских изделий: за и против». Значительную часть своего выступления г-жа Игнатьева посвятила актуальному состоянию различных законопроектов, связанных с фармрынком.

В частности, она отметила, что предложение продавать лекарства в супермаркетах, которое сегодня обсуждается в профильных министерствах и ведомствах, несет в себе угрозу для аптек. «У аптек упадет доходность, будет снижаться ассортимент», - заявила она.

По ее мнению, законодательство, регулирующее рынок рекламы лекарств и БАД, лучше оставить в его сегодняшнем виде. «Мнение о том, что «запретить рекламу – значит, решить проблему самолечения» - популизм», - сообщила глава РААС. Она согласилась с мнением г-жи Зарочинцевой о том, что сегодня СМИ нередко остаются важным источником информации для населения о лекарствах, и единственным - о том, что БАД – не лекарство.

Управляющий партнер практики «Фармацевтика и право» юридической фирмы «БРАС» Роман Шабров выступил с докладом на тему «Требования к рекламе лекарственных препаратов и БАД: проблемы толкования». Он привел статистику по нарушению закона о рекламе лекарственных препаратов и ряд примеров характерных нарушений, с которыми регулярно встречается в своей юридической практике.

С докладом «Правовые последствия распространения недостоверной рекламы и недостоверной информации о лекарственных препаратах для медицинского применения» выступил старший преподаватель НИУ-ВШЭ Дмитрий Мазаев.

В дискуссии приняла участие заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. Ей задали вопрос: нельзя ли ФАС давать предварительную оценку рекламы лекарств на соответствие закону?

«Мы не оцениваем рекламные макеты. Создать административный регламент и брать за это денежки? Я думаю, что мы просто умрем. Вы понимаете, сколько размещается рекламы, да еще в нескольких вариантах. Я думаю, это вопрос самоорганизации бизнеса, в этом смысле хорошо помогают профессиональные ассоциации, которые стремятся к чистоте бизнеса и рекламы», - ответила г-жа Никитина.

Участники дискуссии также обсудили, при каких условиях было бы возможно рекламировать рецептурные препараты. По их мнению, это могло бы произойти после перехода населения на лекарственное страхование и начала отпуска подавляющего большинства лекарств по рецептам, как это сегодня происходит в США.

Добавить комментарий
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи