Какие аналитические инструменты изменят фармацевтический бизнес в ближайшие 10 лет?

24.04.2017

На «Дне IBM для фармпроизводителей» эксперты ИТ-компаний Navicon и IBM рассказали, какие аналитические инструменты изменят фармацевтический бизнес в ближайшие 10 лет.

Реализация программ импортозамещения и локализации усложнила доступ на рынок для зарубежных компаний – с 2016 года им, к примеру, нужно получать российскую лицензию на соответствие стандартам GMP, напомнил участникам встречи Евгений Смирнов, заместитель генерального директора Navicon. Одновременно с этим продолжается процесс укрупнения дистрибьюторов и аптечных сетей, через которые производители реализуют свою продукцию.

«В итоге поставщики оказываются под давлением высокого потребительского спроса, растущих требований дистрибьюторов и аптечных сетей и строгих отраслевых стандартов в области выпуска, хранения и транспортировки продукции. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными в таких условиях, фармкомпании должны оптимизировать распределение финансовых потоков на ключевые бизнес-процессы — от контроля собственно производства до маркетинга и продвижения через дистрибьюторов. Важно вовремя адаптироваться к меняющимся стандартам производства, хранения и перевозки фармпродукции без постоянного роста издержек, заблаговременно и точно планировать спрос на лекарственные препараты и гармонизировать работу всех подразделений фармкомпании. Именно эти задачи решают цифровые бизнес-системы Navicon», – отметил Евгений Смирнов.

Об особенностях оптимизационного планирования на фармпроизводствах рассказали Алексей Талаев, руководитель направления прогнозирования и оптимизационного планирования Navicon, и Артем Виноградов, руководитель направления оптимизационных решений IBM ILOG. По их мнению, традиционные подходы к планированию изжили себя. Раньше, в условиях ограниченного использования информации и «ручного» планирования, производственные планы упускали важные, но незаметные даже эксперту детали, а приоритет при их составлении отдавался достижению KPI конкретных департаментов. Подразделения, в свою очередь, имеют разные, иногда конкурирующие между собой цели. Производственные отделы работают на плановый выпуск партий продуктов, отделы сбыта стремятся продать больше, а отделы закупок – выполнить ровно ту задачу, которую перед ними поставили. Стратегические цели компании в таких условиях часто не достигаются, а возможность оперативно реагировать на внешние изменения – минимальна.

В этой ситуации полезно применить математические подходы к планированию производств. Системы целевого планирования помогают гармонизировать цели подразделений компании, оптимизировать распределение задач между ними и загрузку производственных мощностей и персонала. В итоге фармпроизводители получают инструмент, который позволяет использовать производственные мощности и человеческие ресурсы предприятия наиболее рациональным путем, а процесс планирования сделать полностью прозрачным для аналитиков и руководства компании.

Одна из таких систем – решение Navicon в области оптимизации производства, система интегрированного планирования на платформе IBM ILOG. Решение помогает рассчитывать планы с заданной целевой функцией, учитывая множество факторов производства (план продаж, регламентированные объемы выпуска и поставок, мощности производственных линий, наличие готовой продукции на складах и другие). Оптимизация производственных, логистических и управленческих процессов позволяет сократить объемы невыполненных заказов (более чем на 90%, по отношению к ранее не выполнявшимся), увеличить загрузку производственных мощностей и снизить издержки предприятия за счет балансировки показателей различных департаментов: уменьшения объемов просрочки в складском запасе сырья и расходных материалов (принцип FEFO), формирования календарных планов отгрузок товаров дистрибьюторам и т.д.

О комплексном управлении производственными активами рассказал Рустам Сайфутдинов, руководитель департамента EAM-решений (Enterprise Asset Management) Navicon. Система управления производственными активами на платформе IBM Maximo помогает спланировать перечень работ по обслуживанию и ремонтам оборудования, выполнить календарное планирование, рассчитать бюджет, в том числе и на закупку ТМЦ (материалов и запчастей). Помимо этого, она позволяет формировать реестр закупок на основе нарядов с учетом текущих остатков ТМЦ на складах и поддерживать неснижаемый уровень запаса по необходимым позициям.

Решение Navicon для фармотрасли, построенное на базе отраслевого решения IBM Maximo for Life Sciences, учитывает отраслевую специфику организации бизнес-процессов в фармпроизводстве, в том числе и обеспечение надлежащего контроля качества, прозрачной отчетности использования фондов при управлении производственными активами.

Владимир Волков, руководитель направления продаж решений IBM по управлению активами, отметил, что более 30% годовых расходов компаний приходится на долю операционных расходов их производств. Решения IBM для оптимизации управления производственными активами, такие, как IBM Maximo и IBM PMQ, позволяют снизить издержки на внеплановое обслуживание техники и оборудование и принимать грамотные управленческие решения на производстве на самом актуальном наборе данных.

Александр Собенников, эксперт по аналитическим продуктам IBM, рассказал о самых прогрессивных решениях для фармотрасли – методах «интеллектуального» анализа данных и системах прогнозного моделирования на платформе IBM SPSS. По мнению эксперта, прогнозные системы помогают выстроить наиболее прозрачный и точный процесс производства «полным циклом»: от прогнозирования спроса на будущий товар до отгрузки лекарственных препаратов дистрибьюторам и в аптечные сети. ИТ-решения выявляют закономерности в данных любого типа (в том числе неструктурированных, что очень важно для современного производства), выявляют факторы, которые могут повлиять на планирование (финансовое и техническое состояние предприятия, динамику рынка и другие) и позволяют разрабатывать максимально точные сценарии и прогнозы развития событий, от сезонной динамики спроса на лекарственные препараты до поломки критически важных активов.

«Российская фармотрасль продолжает стабильно расти (на 7,5% за 2016 г., по оценке аналитиков Alpha Research and Marketing). В том числе, благодаря тому, что фармпроизводства становятся все более «цифровыми». Такие высокотехнологичные решения, как IBM SPSS, уже применяются в крупнейших фармкомпаниях во всем мире – и скоро мы ожидаем всплеска интереса к ним в России», – считает Александр Собенников.

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения