Российский медпром разогрел рынок труда

09.02.2017

Политика импортозамещения, направленная на поддержку отечественных компаний — производителей медицинского оборудования и медтехники, дает свои плоды. Рост спроса на персонал, который фиксируют в секторе медизделий рекрутеры, может служить предвестником того, что отрасль поднимается.

Кадровый рынок чутко реагирует на изменения в экономике, первым посылая сигнал о том, что бизнес предпринимает шаги, призванные обеспечить рост. На рынке медицинского оборудования и медтехники заметно повысилась активность работодателей. Импульс к росту динамики вакансий придали российские игроки.

Пошли в поля

«Спрос на персонал растет во всех регионах страны. В основном, заказы поступают от российских компаний — производителей и дистрибьюторов медоборудования, — рассказывает специалист по подбору персонала направления «Медицина и фармацевтика» рекрутинговой компании «Юнити» Наталья Мерцалова. — Безусловно, такая ситуация в первую очередь связана с ориентацией политики государства на поддержку отечественного производителя. В 2016 г. российские компании расширяли свое присутствие в регионах, стремясь увеличить долю на рынке, и активно вкладывали средства в подбор кадров».

По словам эксперта, большие проекты по набору персонала реализовывали компании — производители устройств, применяемых в кардиологии, в частности коронарных стентов. Большую активность проявляли дистрибьюторы и производители тяжелого медоборудования, особенно в регионах. Интересно, что, если раньше в компаниях-дистрибьюторах сотрудники отделов продаж работали в основном «на звонках» и с «приходящими» клиентами, то сейчас ситуация изменилась и они «пошли в поля». Эта тенденция обозначилась с началом кризиса в 2014 г., когда компании всеми силами пытались остаться на плаву. Но она продолжается до сих пор, несмотря на то, что в 2016 г. ситуация в экономике более или менее стабилизировалась. Компании меняют «сидячий» персонал на активных специалистов по продажам, способных ездить в регионы, искать новых клиентов.

«Если 2015 г. был застойным с точки зрения спроса на персонал, то в 2016-м мы почувствовали рост числа вакансий, — отмечает Наталья Мерцалова. — Ветер перемен задул уже в конце 2015 г. Но в начале 2016 г. еще было не ясно, насколько устойчивым будет этот тренд. Однако к марту рынок стал активно разогреваться и сегодня можно констатировать: за год спрос на персонал вырос в два раза. При этом изменился настрой работодателей. Если раньше компании, «теоретически» нуждаясь в специалисте, далеко не всегда подтверждали запрос на подбор, то сегодня практически 90% поступающих заявок содержат вакансии, на которые уже точно решено взять людей».

Динамика зарплат

Если динамка спроса на специалистов идет вверх, то динамика зарплат за год практически не изменилась. Зарплатные предложения в целом не снижались, несмотря на волну сокращений, прокатившихся по рынку с началом кризиса, и не увеличивались, хотя потребность в кадрах в 2016 г. выросла.

«Те, кого уволили, не хотели переходить в другие компании на более низкие зарплаты. Массовых сокращений по сути не было, поэтому люди со временем находили работу, не теряя в зарплате, — поясняет Наталья. — Сейчас соискатель при рассмотрении предложения о переходе в другую компанию часто недоволен предлагаемым уровнем компенсации. Но работодатели не могут выйти за рамки уже утвержденных бюджетов. Впрочем, всегда есть исключения».

По словам экспертов кадровой компании «КАУС», подготовивших обзор зарплат на рынке медоборудования за январь 2017 г. (табл.), уровень компенсаций в повышенном диапазоне характерен в тех случаях, когда работодатели желают привлечь лучших и наиболее квалифицированных соискателей. Компании готовы платить выше рынка, если к соискателям предъявляются дополнительные требования или устанавливаются нестандартные, специфические условия работы (большой опыт, наличие дополнительного образования, знаний, специфического опыта, знание иностранных языков, переработки и т. д.). Кроме того, работодатели могут пойти на удовлетворение требований соискателей, желая минимизировать время на поиск специалиста. Нередко повышенный уровень зарплат является стратегией работодателя, направленной на повышение стабильности коллектива и снижение текучести кадров.

Прогнозы

Сегодня нет особой разницы в оплате труда специалистов российских и западных компаний — производителей медоборудования, утверждает Наталья Мерцалова. Более того, отечественные работодатели предлагают даже более высокие зарплаты, так как сталкиваются с проблемой привлечения профессионалов.

«Ситуация на рынке пока неопределенная — он только начал «просыпаться», и люди не рискуют менять место работы, предпочитая пересидеть нестабильные времена в своих компаниях. Переманивать сотрудников стало очень сложно, особенно в таком специфическом сегменте рынка, как медоборудование, где нужны узкопрофильные специалисты, — делится Наталья. — Работодатели хотят получить готового специалиста. В основном, на рынке требуются люди с медицинским образованием и опытом работы с определенным видом продукции. Но таких, как правило, в свободном поиске нет, а «схантить» не всегда удается, если зарплатное предложение не сильно отличается от текущей зарплаты».

Работодатели иногда готовы идти на снижение требований к кандидатам в части образования и опыта, если человек имеет хороший потенциал и высоко мотивирован на работу в компании. Поэтому соискателям с других рынков стоит внимательнее присмотреться к возможностям развития карьеры в этом секторе.

В 2016 г. на рынке медоборудования наметились позитивные процессы, ведущие к подъему рынка. По прогнозам рекрутеров, в 2017 г. тенденция роста активности работодателей продолжится, особенно со стороны отечественного бизнеса, а значит, вырастет и потребность в кадрах.

Регистрируясь, вы принимаете условия
Пользовательского соглашения